пятница, 11 мая 2012 г.

“И мы всё равно возвращаемся, а если не мы, то такие как мы”


Каждый из нас по-разному воспринимает граффити. Для одних это красота и способ донести большему количеству людей свои идеи и взгляды на порой обыденные вещи, а для других это всего лишь “мазня” и вандализм. Кто-то таким способом пытается реализовать себя, выплеснув на серые стены свои эмоции, а кто-то проходит каждый день мимо, не замечая совсем ничего у себя под носом, не обращая на граффити ни какого внимания.
Возможно, мне посчастливилось как раз-таки не пройти мимо, и заметить весьма интересные граффити. Не попадись мне на  глаза фотография с  одной такой работой, я бы никогда и не узнал автора под ником AZE. Но разыскав и пообщавшись с ним  поближе, я понял, что человек  творческий и ему есть о чём рассказать и что показать.
 Итогом той беседы стало вот это небольшоё интервью, в котором AZE рассказал мне о том, как всё  начиналось, с чем приходится и приходилось ему сталкиваться, о проблемах, надеждах и разочарованиях, встречающихся на его пути.

 Привет AZONE, или всё же AZE? как правильнее буде тебя называть? Есть ли какая-нибудь история появления твоего псевдонима, почему именно AZONE(AZE)?
AZE это сокращение от AZONE, для «тэгинга».  AZONE появился довольно давно, как результат этакой концепции anarchy zone, суть которой состояла в том, что раз уж я здесь и сейчас делаю то,  что делаю, «тэгаю» или рисую, значит здесь и сейчас нет их законов. Анархия. Ситуационизм такой вот. Так и повелось. В голове концепцию эту уже не держу, но тэг есть тэг. До AZE сократил уже в этом году.

UTOPIA: Расскажи немного о себе с чего всё начиналось? Как ты начал рисовать?
Рисовать начал примерно тогда же, когда и ходить. А на стенах рисовать появилось желание с тех пор, как узнал побольше о граффити, увидел в своем городе. Сначала лет с  15 это были лифты, подъезды и т.п., обычный маркер или восковый карандаш и разные узоры, лозунги и названия любимых групп :) потом баллон появился. Поначалу просто писал лозунги на стенах, ну вот и пришел к граффити. Это случилось где-то года 4-5 назад примерно всегда, очень хотелось изменять окружающий мир в соответствии со своими представлениями. Странно, что не пошел на дизайнера. Тогда не знал еще, о том, что это и как это. Но первый раз на улице я рисовал когда мне было лет 10, с братом и парой друзей, все такого же примерно возраста были:), днем, красками из гуашевых карандашей… Череп нарисовали и надписи, металлика и сепультура, и че то еще  по-английски:). Наслушались от прохожих, при том  мнения были полярные, от респектов до порицаний.
А более осознанно, с целью что-то донести, как форму протеста и противостояния серости и тупости, как агитацию, стал делать (рисовать) лет с 19-20 примерно, точно не помню. Первые большие куски –  акции к 1му мая и дню победы, с трафаретами и просто с лозунгами.


UTOPIA: Как часто ты рисуешь? Сколько времени уделяешь граффити?
В  последнее время где-то каждые 2-4 дня вылажу с маркером или красками. Зависит от погоды и настроения. В прошлом году был большой перерыв, т.к. денег не было совсем ввиду ситуации, в которой вся страна оказалась, из-за желания некоторых уродов казаться чуть лучше, чем они есть на самом деле. Обычно когда как: какой сезон прёт, аж деться некуда, а другой – и не прёт, и денег нет, и другие увлечения отвлекают и т.п. Вот до этого года было время, что пёрло плотно ,в том году не пёрло по сути, а до этого и не помню. обычно это в сезон 4-8 рисунков. В том сезоне  пока только одну.

UTOPIA: Для чего (или может быть для кого) ты рисуешь граффити?
В первую очередь для себя. Это такой способ самоутверждения и самовыражения. Любимая форма взаимодействия с обществом. Смысл жизни можно сказать уже даже. Я верю в теорию хаоса, в то, что эти рисунки, как и то, что я делаю их, не скрываясь, способны поменять что-то у кого-то в голове, зародить мысль и так далее. Помню, как меня впечатлили первые увиденные в жизни граффити, первые программы по ТВ на эту тему – примерно так же, как и акции протеста в Сиэтле в 1999 и в  Генуе в 2001м. Я верю в то, что это заразно, и это хорошо! Это может поменять сознание, не всех, но тех, кто готов к этому, а без этого невозможны социальные перемены, которые были бы жизнеспособны.
UTOPIA: В каких самых интересных и неожиданных местах ты рисовал? Какая из акций тебе запомнилась больше всего?
Ну, не сказать, что рисовал в очень необычных местах. Было дело –  тэгал на заброшенной ракетной военной части, на будке электрокабельной в лесу. Запомнились больше всего (акции) связанные, с какими-то экстримами, когда или ругали, или ноги приходилось уносить. На железке например, на заборе. Ну и с гопниками вот, из последнего, думаю, надолго запомню. Ещё запомнилась вылазка с трафаретами перед 9-м мая в город, в центр, где-то 4 года тому назад. Наци местные тогда кипятком ссали от бешенства :)

UTOPIA: Как относятся родители, друзья, знакомые к твоему творчеству?
Отец редко бывал дома, когда все это у меня началось, так что он не совсем в курсе, походу, до сих пор, ну или его это не особо парит:).  Мать – просто просила, и сейчас просит, когда узнает о вылазках, быть осторожнее, и напоминает о том, что штраф могут дать за что угодно, а за это тем более. Друзья и хорошие знакомые поддерживают, а коллеги по работе не в курсе:).

UTOPIA: Твоя уличная работа несет в себе особую цель? Ласковой улыбки достаточно, или ты также рассчитываешь на иные ответные реакции зрителей?
Об этом я уже говорил выше, а вообще хочу, чтобы люди начали по-другому смотреть на мир. Шире, что ли, чтобы меньше граней было в мозгах, ну или просто удивлялись. Этого уже достаточно для начала.

UTOPIA: У твоих работ есть какая-то общая концепция?
Бунт, самовыражение, позиция по волнующим меня вопросам и, по возможности, актуальность ситуации, как на тему Pussy Riot, или 1-го мая.


UTOPIA: Насколько для тебя важно развитие твоего творчества? Как изменилось с годами твое отношение к тому, что ты делаешь?
Сейчас больше задумываюсь над качеством и соответствием моменту, своему внутреннему миру, над  актуальностью. Стараюсь ярче и выразительнее доносить то, что у меня внутри. Перестал ставить маленькие временные рамки для себя, как например – один вечер, если от этого может пострадать качество. Теперь реже перебарываю себя, не делаю, если не цепляет, только из одной лишь солидарности.

UTOPIA: А что ты мог бы сказать людям, которые ликвидируют последствия ваших вылазок?
Не сердитесь на нас, ребята. И мы всё равно возвращаемся, а если не мы, то такие как мы, и скорее рано, чем поздно. Это всего лишь ещё один повод делать ещё!

2 комментария: